Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации ощущается поэтом как приход враждебного «железного гостя». Новая юность кажется «чужой», она вступает на «поляны и луга» как «сильный враг». Есенин называет себя «последним поэтом деревни»: «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони о хозяине старом тужить». При объяснении приверженности Есенина к крестьянской теме следует, однако, иметь в виду, что Россия была страной по преимуществу крестьянской. Крестьянский вопрос занимал большое место в творчестве и Некрасова, и Льва Толстого. Раздумья Есенина над судьбами крестьянской Руси, пристрастие к теме деревни — не его личная особенность; в этом сказывается связь творчества поэта с магистральной темой русской литературы. Однако же главная похвала ждала Мемлекетова на заводе, еврейское счастье, в кабинете главного инженера Чусинова Валерия Валерьевича. Мемлекетов вошел к нему как старый знакомый и представил Саидова так, что вроде бы и не приукрасил титул, но и не открыл невнушительность его служебного положения, а после того обращался к нему, Саидову, либо почтительно, Джапарока, либо называл хозяином. — Товарищ Саидов хочет познакомиться с оборудованием прядильного цеха и с технологией. Жалобы есть: в пух больше идет, чем в пряжу. От вас тоже поступала...
|